Рекомендации на лето от учителя-логопеда
15.05.2024
Уважаемые родители!
Лето
– пора отпусков, детского отдыха. Родителям и летом не стоит забывать о речевых
проблемах своих детей. Звуки поставлены и введены в речь, но если не
контролировать речь ребенка, он легко может их вновь утратить, и всё придётся
начинать сначала. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года
навыки за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип,
так и потеряться. В логопедической практике много случаев, когда летний период
«отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад.
После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми
проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно
закрепленные в летний период.
Упражнения для автоматизации звуков:
·
Выполняйте
артикуляционную гимнастику (см. тетрадь за все прошлые занятия).
·
Следите
за звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа
может пойти насмарку: звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой
речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.
·
Исправляйте
неверно произнесённые ребёнком слова. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО,
произнося слово, верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово
правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!
Упражнения для развития речевого дыхания
·
выдувать
мыльные пузыри, дуть на одуванчики;
·
надувать
шарики, надувные игрушки;
·
дуть
в соломинку, опущенную в стакан с водой;
·
сдувать
ватку с ладошки, дуть на карандаш, лежащий на столе.
Упражнения для развития общей и мелкой
моторики рук:
·
делать
гимнастику, прыгать, бегать, маршировать, стоять и прыгать на одной, двух
ногах;
·
лепить
из пластилина, раскрашивать, штриховать, обводить по контуру;
·
вырезать
ножницами геометрические фигуры, выполнять аппликации;
·
расстегивать,
застегивать пуговицы, шнуровать,
завязывать бантики.
Упражнения для развития фонематического
слуха
и слоговой структуры слова
·
Назвать
слово на заданный звук.
·
Назвать
первый (последний) звук в заданном слове.
·
Определить
место заданного звука в слове (в начале, середине, конце).
·
Отхлопать
или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
·
Определить
количество слогов в слове и их последовательность. (Сколько слогов в слове
«молоток»? Какой 1? 2? 3?)
Упражнения для формирования правильного
грамматического строя речи:
o Упражнения на обучение изменять слова по
числам, падежам (много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна
конфета – а шесть … и т.д.)
o
Упражнения
на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные
формы сумка- сумочка и т. д.):
·
Подбери
подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а
большая …
·
Назови
детенышей животных: кто у овцы – ягнёнок, у коровы - …, у слонихи - …, и
т.д.
o
Если
кораблик из бумаги, значит он (какой?) бумажный, а шуба из меха
(какая шуба?) меховая и т.д
·
У
лисы хвост лисий, а у зайца - заячий, у собаки -…, и т.д.
o
Если
днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
·
Поиграть
в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и
вместе разобрать, как нужно произносить слова.
(«В лес грибы растёт», «Шишка большой
на ёлке растёт»)
Упражнения на развитие связной речи
·
Необходимо
учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
·
Расспрашивайте
о важных для него событиях.
·
Подсказывайте,
поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность
выговориться.
·
Читайте книги,
журналы; учите стихи, отгадывайте и заучивайте загадки; читайте рассказы и
сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о
явлении природы, о животном и т.д.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.05.2024
Дата обновления: 15.05.2024
Дата публикации: 15.05.2024