Горшкова Евгения Владимировна

28.02.2022

КТО ТАКОЙ УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ?

28.02.2022

Учитель-дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

Также учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в развитии и обучении в дошкольном образовательном учреждении. Еще он может заниматься с детьми, которые по различным причинам не усваивают программу общеобразовательной школы. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество специальностей: сурдопедагог (работает со слабослышащими детьми), олигофренопедагог (с недостатками умственного развития), тифлопедагог (с недостатками зрения), логопед (с речевыми нарушениями).

Работа учителя - дефектолога начинается с диагностики. Диагностика проводится не один раз. Она осуществляется только по запросу педагогов и родителей. Параллельно с диагностикой выявляются те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не скорректировать нарушение. На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей. Затем проводятся групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия. Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем коррекционно-развивающим процессом ребенка, причем не только на дефектологических занятиях. Также идет консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам.

Таким образом, цель работы учителя-дефектолога – это своевременная помощь детям с ограниченными возможностями, коррекция и развитие познавательной сферы ребенка в динамике образовательного процесса.

Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений. Основными из которых являются следующие:

1.                  Сенсорное и сенсомоторное развитие, где корректируется мелкая моторика, графомоторные навыки. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика-нет письма, нет письма- нет и связной речи.

2.                  Формирование пространственно-временных представлений, где изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый-нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.

3.                  Умственное развитие, в котором корректируются высшие психические функции, такие как память, мышление, внимание, восприятие, воображение.

4.                  Нормализация ведущей деятельности возраста. Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению, так далеко не у всех, особенно учащихся начальной школы и учащихся, обучающихся по коррекционным программам. У них как правила очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.

5.                  Формирование представлений о предметах и явлениях. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер. Это тоже очень важное направление, так как оно является предпосылкой развития математического навыка.

6.                  Обогащение словаря, развитие связной речи. Название этого направления говорит само за себя и конечно оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не обходит его стороной.

7.                  Готовность к восприятию учебного материала. Это направлено в основном на учащихся 1-го класса и детей дошкольного возраста подготовительной группы. Помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.

Как видно из вышесказанного учитель-дефектолог корректирует причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит восстановление нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения, мыслительной деятельности. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель), а также и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается учитель-дефектолог).

Структура дефектологических занятий очень разнообразна и интересна. Набор развивающих пособий настолько велик, что дети с большим интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечая, как чему-то учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха. На занятиях используются игрушки, картины, книги, компьютер, песок, шишки, пуговицы, кукольный театр и много другого разнообразного дидактического материала.

Занятия, которые проводит учитель-дефектолог, позволяют догнать сверстников по уровню обладания навыками: чтение, письмо, счет. В ходе систематических занятий у ребенка улучшаются память, концентрация внимания, зрительные представления.

 

г.Серов, ул. Короленко, 1

адрес официального сайта

в сети Интернет:

http://rodnichokserov.ucoz.ru/

Составитель: учитель-дефектолог

Горшкова Евгения Владимировна 

Адекватное воспитание.Шпаргалка для родителей

10.01.2023

Горшкова Е.В на сайт январь.docx (скачать)

20.12.2022

Просмотров всего: , сегодня:

20.05.2022

Просмотров всего: , сегодня:

28.02.2022

Просмотров всего: , сегодня:

28.02.2022

Просмотров всего: , сегодня:

28.02.2022

Просмотров всего: , сегодня:

28.02.2022

Просмотров всего: , сегодня:

28.02.2022

Просмотров всего: , сегодня:

28.02.2022

Просмотров всего: , сегодня:

28.02.2022

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».