«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

01.03.2022


 

 

«Духовная жизнь ребенка полна лишь  тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!»                                                                                                                                                                                                                                                                                    В. Сухомлинский.

     В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

     Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что большую помощь  может оказать театрализованная деятельность.

     Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

      Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

     В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

     Участвуя в театральной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии.  Формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками, позитивные установки к различным видам творчества,  что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.  Помимо этого,  театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеет нравственную направленность.

В процессе организации театрализованной деятельности важно учитывать возрастные особенности и возможности дошкольников, побуждать их интерес к новым знаниям, расширять спектр умений и знаний.

Воспитатели в ДОУ используют разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей, но родители должны помнить, что только с их помощью и поддержкой развитие речи их ребенка будет полноценным и всесторонним.

Каждый родитель с интересом наблюдает за развитием своего ребенка и ему очень хочется, что бы он правильно выговаривать звуки, говорил полными предложениями. Существует множество игр и игровых упражнений, направленных на развитие речи детей.

Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр.

Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр.

Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе с взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения. В процессе театрализованных игр активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, память, формируется отношение к окружающему миру.

Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.

     В процессе театрализованной деятельности решаются  следующие задачи:

 - совершенствование грамматического строя речи ребенка: его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, эффективному общению и речевой выразительности;

- способствует раскрепощению ребенка, его социально - эмоциональному  и нравственному  развитию детей;

- активизации мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

     Для успешного решения этих задач необходима предметно – пространственная среда, обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого  у нас  в группе  имеются театральный уголок,  который способствуют  самореализации и самовыражению ребенка, а также созданы:

1.Картотеки игр и упражнений:

«Развитие речевого дыхания»,

«Логоритмические упражнения»,

«Скороговорки и чистоговорки»,

«Играем пальчиками и развиваем речь»,

«Сказки оживают»,

«Фольклорные произведения»,

«Сказки к театрам»,

«Театральные игры».

 Хочу такой сайт

2.Картотеки мнемотаблиц.

  Игровые упражнения.

  «Язык жестов»,

  «Пойми меня»,

  «Угадай героя»,

  «Измени голос»

 

3.Игры  упражнения на развитие речевого дыхания и правильной артикуляции:

«Мыльные пузыри»,

«Веселый пятачок»,

«Фраза по кругу».

      

Формы организации театрализованной деятельности:

-проигрывания отрывка из сказок;

-прослушивания сказок, потешек, стихотворений;

-рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий;

-пантомимические этюды и упражнения;

-дыхательная гимнастика;

-артикуляционная гимнастика;

-пальчиковые игры со словами;

-разучивание чистоговорок.

     Целенаправленное использование различных форм театрализованной деятельности приводит к следующим результатам:

1. Дети приобретают уверенность в себе,  умеют играть в коллективе и находить компромиссные решения,  строить диалог,  произносить одну, и туже скороговорку, фразу, в разном темпе, с  разными интонациями.

 2. Умеют использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движение),  распределять между собой обязанности.

 

     Результат  работы -  в театрализованных постановках, которые   юные артисты показывают своим сверстникам и малышам.

Итогом  работы стали постановки спектаклей:  «Теремок»,  «Колобок», «Репка», «Три поросенка».

     Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей. Считаю, что можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

   

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 01.03.2022

Дата обновления: 01.03.2022

Дата публикации: 01.03.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».